•  

Новость детально

15.11.2012

Кыргызстан в ВТО: Канун 14-летия

Сегодня более 140 стран мира входят в ВТО и в ближайшие годы количество членов будет только увеличиваться, поскольку государства стремятся к созданию современной эффективной экономики и к равноправному участию в мировой торговле.

Кыргызстан первым среди стран бывшего Советского Союза успешно завершил переговорный процесс с ВТО и стал официальным членом данной организации 20 декабря 1998 года.

Переговорный процесс по присоединению КР в ВТО занял около двух лет, что считается, беспрецедентно коротким, тогда как Непал, Камбоджа и Вьетнам ждали принятия в организацию на протяжении 14, 9 и 12 лет соответственно.

Однако в стране нет однозначного мнения о том, насколько было необходимо вступление в ВТО за такой короткий срок, с такими значительными уступками и жесткими обязательствами.

По мнению некоторых экспертов, вступление страны в ВТО – необходимый шаг, который был сделан своевременно. Благодаря членству в ВТО Кыргызстан получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам.

Среди основных выгод, полученных Кыргызстаном от членства в ВТО, отмечаются следующие:

– экспорт кыргызских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования во всех странах-членах ВТО;

– внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонизировано с правилами и нормами ВТО;

– создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов, как в сфере торговли, так и в сфере услуг;

– у Кыргызстана появился доступ к механизму разрешения торговых споров ВТО;

– возможность участия в выработке новых правил международной торговли;

– страна присоединилась к ВТО раньше своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана), что дало ей возможность влиять на сроки и условия присоединения к этой организации новых стран, в том числе требовать уступок для отечественных товаров и решать проблемы, возникшие в торговле с данными странами;

– США в 2000 году отменили по отношению к Кыргызстану поправку Джексона–Вэника;

– географическое распределение торговли КР расширилось с 98 стран мира в 1998 году до 140 стран в 2011 году.

Кроме того в Министерстве экономики сообщают, что вступление КР в ВТО и соответствующее изменение торговой политики в сторону либерализации не привело к снижению объема поступлений в бюджет государства от таможенных пошлин.

По данным Центральноазиатского института свободного рынка, после вхождения в ВТО товарооборот растет устойчивыми темпами с 2003 года и вырос с 1,4 млрд долларов в 1998 году почти до 5 млрд долларов в 2010 году, то есть более, чем в 3,5 раза. Экспорт в 2010 году, по сравнению с 1998 годом, вырос почти в 3,3 раза, импорт - в 3,7 раза. Это привело к значительному росту товарооборота по отношению к ВВП с 83 % в 1998 году до 113,7 % в 2011 году.

Кыргызстан в последние годы стал региональным центром реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию импортных товаров. Большие объемы реэкспортных торговых потоков проходят в основном через крупнейшие рынки в Центральной Азии «Дордой» и «Карасуу». По данным Всемирного Банка, общий товарооборот на рынках «Дордой» и «Карасуу» в 2008 году составил 3,5 миллиарда долларов или 68 % ВВП. Доля реэкспорта рынков «Дордой» и «Карасуу» составляет 75 % и 85 % соответственно. На данных рынках напрямую и косвенно работают около 500 тысяч человек или около 20 % трудоспособного населения.

Внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонирует с правилами и нормами ВТО, которые регулируют 97 % мирового торгового оборота. Это было необходимо для установления режимов, способствующих развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику. Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010 году составили 234 миллиона долларов и, по сравнению с 1999 годом, выросли более чем в 5 раз. С 2001 по 2008 годы наблюдался стабильный рост ПИИ, и в 2008 году он достиг самого высокого показателя со времен независимости Кыргызстана – 377 миллионов долларов, отмечает институт.

Однако существует ряд проблем, которые создают трудности при использовании преимущества вступления КР в ВТО, как небольшой внутренний рынок и низкий уровень доходов населения; низкое качество отечественной продукции; низкий уровень инноваций; недостаточный интерес со стороны иностранных инвесторов; проблема транзита через соседние и другие страны, не являющиеся пока членами ВТО.

Некоторые чиновники считают, что отсутствие заинтересованности иностранных инвесторов во многом объясняется политической нестабильностью, революциями, коррупцией и низким темпом проводимых в стране реформ.

По наблюдениям независимых экспертов, Кыргызстан не смог извлечь ощутимых экономических выгод от вступления в ВТО. Страна сделала лишь политический шаг, вступив в торговую организацию.

Немедленных и непосредственных выгод от вступления в ВТО Кыргызстан не получил, полагает эксперт Центра экономических исследований Роман Могилевский, в интервью журналу «Мосты».

«Преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Немедленных и непосредственных выгод страна не получила», - отмечает он.

Отрицательных последствий, если верить аналитикам, оказалось больше, и опыт участия Кыргызстана в ВТО в целом некоторыми странами СНГ рассматривается как негативный.

«Из-за слишком быстрого вступления в ВТО недостаточно проработаны условия присоединения – страна взяла на себя слишком высокие обязательства на уровне развитой страны; страна пошла на серьезные уступки (Кыргызстан присоединился почти ко всем секторальным инициативам и необязательным соглашениям ВТО, что резко ограничило возможность защиты национального рынка); открытие внутреннего рынка привело к росту доли импортного сырья в производстве из-за неспособности конкурировать с более дешевыми и качественными иностранными товарами; произошло ухудшение отношений с традиционными торговыми партнерами, не являющимися членами ВТО; не произошло ожидаемого роста прямых иностранных инвестиций в экономику», - считают некоторые партнеры Кыргызстана.

Тем не менее, эксперты признают, что выгоду от вступления в ВТО Кыргызстан все же сможет ощутить – после вхождения в нее традиционных экономических партнеров по Содружеству независимых государств.

Безусловно, вступление Кыргызстана в ВТО не привело к моментальному экономическому эффекту. Участие в ВТО – лишь один из инструментов устойчивого развития, - считает Татьяна Филиппова из ОО «Независимая экологическая экспертиза. – ВТО своеобразная поддержка, но не гарантия увеличения экспорта, развития технологий, притока инвестиций, экономического роста и улучшения условий жизни. Достижение этих целей возможно лишь при условии роста эффективности национальной макроэкономической политики, развития рыночных механизмов, активного участия общественности в выработке экономического курса.

Аскат ТУРУСБЕКОВ
bnews.kz